Танспортно-логистические затраты как правило доходят до 45% себестоимости продукции. В этой связи, для производителей важное значение имеет снижение транспортных издержек и уровень транспортной инфраструктуры для продвижения отечественной продукции на внешние рынки.
Казахстан, расположенный в центральной Азии имеет равноудаленное расстояние от мировых океанов и выгодное экономико-географическое расположение. Данный фактор со времен древнего Великого Шелкового пути в современное время приобрел для Казахстана уже новую концепцию международной экономической интеграции и развития торговых маршрутов – транспортный хаб.
Являясь участником ряда крупных проектов, таких как «Экономический пояс Шелкового Пути», «Южный энергетический коридор», «Север – Юг», ТРАСЕКА (которые открывает стране выход к Балтийскому, Черному и Средиземному морям, Персидскому заливу и Индийскому океану), Казахстан активно развивает кластер транспортных услуг с целью увеличения доли своего присутствия на рынке континентальных транспортных перевозок в направлении «Западный Китай-Западная Европа».
По индексу эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) Республика Казахстан в 2016 г. заняла среди 160 стран мира 77 место (в 2014 г. занимал 88 место), обогнав такие страны как Украина (80 место), Российская Федерация (99 место), Грузия (130 место).
В рамках развития Евроазиатского трансконтинентального автодорожного коридора, 22 сентября 2008 г. в г. Актобе был подписан меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Министерством транспорта РФ о сотрудничестве и развитии маршрута «Западный Китай-Западная Европа». По территории России маршрут прохождения коридора был определен в направлении «Санкт-Петербург – Москва – Владимир – Казань – Бавлы – Оренбург – РК».
16 апреля 2009 г. в г. Пекин Казахстан заключил меморандум с Китайской стороной о создании коридора «Западная Европа – Западный Китай», в результате которого общая протяженность коридора по маршруту «Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган» составил 8 445 км., в том числе 2 233 км по территории Российской Федерации, 2 787 км. – Республики Казахстан и 3 425 км. – Китайской Народной Республики.
И, если по данным технико-экономического обоснования строительства данного проекта, расстояние по морскому пути из Китая до Западной Европы можно было преодолеть за 45 суток, а железнодорожным транспортом – за 14 суток, то «Западная Европа – Западный Китай» позволит сократить расстояние и преодолеть указанный промежуток всего за 10 суток. Преимущественным фактором строительства международного автодорожного коридора для Казахстана является его ключевая роль транзитного хаба, которая должна стать драйвером повышения международного торгового оборота страны и повышения его инвестиционной привлекательности.
В 2016 г. бюджет 8 автодорожных проектов, реализуемых в РК, в том числе по проекту «Западная Европа – Западный Китай», оценивался на сумму в 324,8 млрд. тенге, из них 35 млрд. тенге (10,8%) составили средства Республиканского бюджета, займы крупных банков – 138,3 млрд. тенге (42,5%), средства Национального Фонда – 151,3 млрд. тенге (46,5%).
Помимо активного развития транзитной автодорожной инфраструктуры, в рамках государственной программы «Нурлы жол», в Казахстане активно развивается транзитный железнодорожный коридор через СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». С начала введения в эксплуатацию объекта обработано 191 тыс. контейнеров: в 2015 г. – 14 тыс. контейнеров, в 2016 г. – 87 тыс., и в 1П 2017 г. – 90 тыс. контейнеров (www.europe-china.kz). На сегодня, пропускная мощность сухого порта Хоргос составляет 200 000 контейнеров, которую планируется увеличить до 500 000 контейнеров к 2020 г. По итогам первого полугодия 2017 г. по направлению «Китай-Европа-Китай» перевезено 73,1 тыс. контейнеров, что в 2 раза больше аналогичного периода 2016 г. (36,3 тыс. контейнеров).
Таблица: Основные показатели развития транспорта в РК за период 2008-2016 гг.
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Доля транспортной отрасли в ВВП, % | 8,5 | 8,3 | 8,0 | 6,8 | 7,3 | 7,5 | 7,9 | 8,6 | 8,3 |
Общий объем перевезенных грузов, млн. тонн | 2 188,7 | 2 103,3 | 2 439,4 | 2 974,9 | 3 231,8 | 3 508,0 | 3 749,8 | 3 733,8 | 3 729,2 |
в том числе: | |||||||||
железнодорожным | 269,0 | 248,4 | 267,9 | 279,7 | 294,8 | 293,7 | 390,7 | 341,4 | 338,9 |
автомобильным и городским электрическим | 1 721,0 | 1 687,5 | 1 971,8 | 2 475,5 | 2 718,4 | 2 983,4 | 3 129,1 | 3 174,0 | 3 180,7 |
морским | 1,7 | 3,6 | 4,7 | 4,6 | 4,0 | 4,0 | 3,6 | 2,5 | 2,6 |
Общий грузооборот всех видов транспорта, млрд. ткм | 369,7 | 337,0 | 385,3 | 448,8 | 478,0 | 495,4 | 554,9 | 546,3 | 518,6 |
в том числе: | |||||||||
железнодорожного | 214,9 | 197,5 | 213,2 | 223,6 | 235,9 | 231,3 | 280,7 | 267,4 | 239,0 |
автомобильного и городского электрического* | 63,5 | 66,3 | 80,3 | 121,1 | 132,3 | 145,3 | 155,7 | 161,9 | 163,3 |
морского | 0,8 | 1,4 | 3,1 | 3,2 | 2,8 | 2,7 | 2,5 | 1,6 | 1,8 |
Доходы по грузовым перевозкам железнодорожным транспортом, млрд. тенге | 415,3 | 406,4 | 496,8 | 601,5 | 679,9 | 687,2 | 683,8 | 589,4 | 642,8 |
Доходы по грузовым перевозкам автомобильным транспортом, млрд. тенге | 35,6 | 29,5 | 37,5 | 48,5 | 56,2 | 73,0 | 84,0 | 110,0 | 101,3 |
*без учета данных внутреннего водного, трубопроводного, воздушного транспорта
Источник: Комитет по Статистике МНЭ
По оценке зарубежных экспертов, только за 2016 г. доход российских железных дорог от транзита 205 000 контейнеров (+36% по сравнению с 2015 г.) через территорию Российской Федерации составил 6 млрд. рублей или около 100 млн. долл. США.
По некоторым данным, в 2016 г. из Китая в Европу, через территорию Казахстана, было организовано 3 507 железнодорожных составов. Из них 1 212 направлялось в Европу, а 1 230 – в Казахстан и другие Центральноазиатские страны.
Согласно данным сайта Премьер-министра РК, запущенный в декабре 2016 г. паромный комплекс в порту «Курык» в Мангистауской области, перегрузочной мощностью до 4 млн. тонн паромных грузов, должен повысить грузооборот через Транскаспийский международный транспортный маршрут. В декабре 2017 г. планируется ввести в эксплуатацию новый автомобильный паром с перегрузочной мощностью до 2 млн. тонн автомобильных грузов. За 8 месяцев 2017 г. через комплекс перевезено 580 тыс. тонн груза. До конца 2017 г. через данный терминал планируется перевезти порядка 1 млн. тонн груза.
На текущий момент Китайская сторона играет ключевую роль в формировании и развитии транспортной инфраструктуры Казахстана, участвуя в различных совместных программах и проектах в качестве инвестора. По некоторым данным, провинция Цзянсу инвестировала около 600 млн. долл. США в инфраструктурное строительство на территории Казахстана. С 2014 г. КНР инвестировал в Казахстан порядка 20 млрд. долл. США и около 8 млрд. долл. США в текущем году.
По информации пресс-службы АО «НК «Казакстан темiр жолы», на состоявшемся в мае 2017 г. Форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь» в г. Пекин, корпорация COSCO Shipping и Порт Ляньюнган приняли решение о предстоящей совместной покупке 49% доли участия (по 24,5%, соответственно) в Сухом порту Khorgos Gateway. COSCO Shipping является крупнейшим мировым морским оператором и провайдером логистических услуг. Корпорация имеет более 1100 морских судов с общей емкостью свыше 1,6 млн. контейнеров, оперирует более 300 международными и внутренними морскими маршрутами, соединяющих 254 морских порта в 79 странах мира.
Для Китая основное стратегическое направление экспорта продукции продолжает оставаться Западная Европа. Примерно 90% грузопотока из КНР в данном направлении отправляется наиболее низкозатратным способом транспортировки — по морю. Для сравнения, грузовая мощность 1-го суперконтейнеровоза составляет 16 000-20 000 контейнеров, у железнодорожного состава — 40-100 контейнеров, а у грузового автотранспорта — 3-4 контейнера.
По некоторым данным, минимальные логистические расходы транспортировки по морю 40-футового контейнера из Великобритании в Китай начинаются от 1 085 долл. США, на 40-дневный срок доставки. Минимальные расходы на транспортировку аналогичного объема груза железнодорожным транспортом начинаются от 4 600 долл. США, на 20-дневный срок доставки. Расходы на воздушную транспортировку вдвое дороже железнодорожной, однако, и сроки доставки значительно короче.
Помимо положительных факторов для развития в Казахстане трансконтинентального транспортного хаба, присутствует и другая сторона — это налаженная транспортная цепочка для вывоза из Казахстана в Китай сырьевой, сельскохозяйственной и пищевой продукций. По сути, китайские инвестиции работают на КНР для максимального охвата торговых путей с целью продвижения собственной продукции, за счет улучшения танспортно-логистических условий в странах ЕАЭС. Кроме того, это должно способствовать росту интереса стран Центральной Азии, России и Восточной Европы к продукции КНР для самостоятельного самовывоза.
Ишекенова Меруерт
Аналитик
АО «Рейтинговое Агентство Регионального
Финансового Центра города Алматы»
e-mail: Meruyert@rfcaratings.kz
тел. +7 (727) 224-48-41, вн. 7216
Опубликовано АО «Рейтинговое Агентство Регионального Финансового Центра города Алматы» (РА РФЦА)
Любая форма копирования, воспроизведения, распространения и пересылки текстовых, графических, информационно-графических и иных материалов, размещенных на сайте «РА РФЦА», должна сопровождаться гиперссылкой на сайт www.rfcaratings.kz и указанием автора материала.
Авторское право АО «Рейтинговое агентство РФЦА» 2017